Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Семья - один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы.
Семья - это группа, основанная на супружеских и кровно - родственных отношениях, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью и взаимопониманием. С семьей человек связан всю жизнь. В ней он проводит большую часть времени каждого дня своей жизни. Семья служит становлению личности индивида, формирует его физически, психологически, идейно. Семья является важным полем самореализации человека. В ней раскрываются самые сокровенные его качества.
Социальные процессы, которые происходят в обществе, оказывают непосредственное влияние на современную семью.
Актуальность темы исследования, заключается в том, что проблемы семьи и все социальные изменения, являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества. Социальная проблема, которая сегодня существует - в обществе нет определённых норм, которые регулируют в настоящее время ролевые отношения. Поэтому каждой семье приходится выбирать самостоятельно какой-либо образец взаимодействия.
Семейное неблагополучие оказывает глубокое влияние на социализацию ребенка, его приобщение к культурным ценностям и освоение социальных ролей, норм и правил поведения, становление его личности и формирование ценностно-смысловой, эмоциональной-волевой, когнитивных сфер личности. Особую актуальность в этой связи приобретает проблема диагностики степени неблагополучия в семье. Несмотря на высокий интерес к этому вопросу со стороны научного и психолого-педагогического сообщества, до сих пор не сложилось определенного общепринятого подхода к процессу определения детей из семей с низким уровнем семейного благополучия.
1. Понятие и виды неблагополучной семьи
В психологии под словосочетанием семейное неблагополучие подразумевается широкий спектр негативных поведенческих проявлений и эмоциональных состояний личности, обусловленных спецификой его внутрисемейного взаимодействия. При этом многие специалисты указывают на отсутствие общепринятого определения неблагополучной семьи и единой терминологии. В литературе неблагополучная семья может обозначаться как деструктивная семья, семья группы риска, негармоничная семья. В качестве критериев неблагополучия также выделяются разные факторы:
неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно; [3]
неблагополучная семья - это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов; [4]
неблагополучная семья - это семья, характеризующаяся низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства. Такая семья, не удовлетворяет полностью или частично потребность членов семьи в эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви; [2]
неблагополучная семья - это семья, которая в течение определенного времени не способна противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов; [7]
неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат, и появляются трудные дети. [5]
Тем не менее, все авторы схожи в одном - проживание в семье такого типа ведет к деструктивным, социально нежелательным поведенческим и эмоциональным проявлениям со ребенка, а в последствии и взрослого человека. Иными словами, такие семьи не справляются с возложенными на них функциями, условия проживания в таких семьях ведут к снижению качества жизни ребенка, могут наносить вред его психическому и физическому развитию. Среди условий, нарушающих гармоничное воспитание ребенка, разные авторы отмечают такие как: асоциальное поведение родителей и других членов семьи, заболевания взрослых (наркомания, алкоголизм, наличие у родителей психических и физических заболеваний, особенно, если они протекают бесконтрольно), стиль воспитания, наличие в семье элементов жестокого обращения. Литературный обзор по этой теме указывает на то, что в неблагополучных семьях деструктивные процессы чаще всего присутствуют в нескольких жизненных сферах, например, социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической.
В некоторых работах, наряду с попытками дать определение неблагополучной семье, авторы дают описание разных типов неблагополучных семей. В первую очередь, как неблагополучную семью предлагается рассматривать ту, в которой один из ее членов страдает алкоголизмом. Такие супруги забывают о своих родительских обязанностях и обо всех нравственных ценностях, они целиком погружаются в атмосферу алкогольного состояния. Жизнь детей и супругов в такой атмосфере становятся невыносимой. Наиболее проблематичной является и та семья, в которой один из родителей находится под влиянием наркотической
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Безрукова О.Н., Самойлова В.А., Ивашкина Ю.Ю., Курганова Г. С. Трансформация моделей семьи и родительства и концептуализация семейной политики // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. Материалы IV Всероссийского социологического конгресса, М., ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. 2012. С.3328-3335.
2. Большакова А.Ю. Гендер и архетип «Первозданная женщина» в современном мире // Общественные науки и современность. 2010. № 2. С. 167-176.
3. Валиахметов Р.М. Семейная политика и практика в интересах развития человека // Вестник Института социологии. 2014. № 1 (18) http://www/vestniMsras/ru
4. Горячев А.П. Проблемы семейных отношений. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2012 - 124 с.
5. Дымова Т.И. Психология семейного образа жизни. - М.: 2012. - 143с.
6. Журавлева Л.А. Кризисные явления института семьи / Л.А. Журавлева, Т.И. Кружкова // Аграрное образование и наука. – 2016. - № 2. – С. 23
7. Тихомирова В.В. Социальное самочувствие и ценностные ориентиры молодой семьи // Социс. 2010. № 2. С. 118-125.